Разнообразный мир аниме.

Вопреки распространенному мнению, мультипликационные сериалы и фильмы создаются не только для детей. Если вас не убедили такие постановки, как «Водниковая гора» (1978), «Труп невесты» (2005), « Персеполис » (2007) или « Вальс с Баширом» (2008), то определенно пора обратить свой взор в сторону Японии и проверить, какие продукты производятся в этой стране. страна. Кстати, мы тоже попытаемся немного развеять устоявшееся мнение, что все они — копия Dragon Ball .

Этот текст состоит из двух частей — короткого общего эссе, в котором вкратце описывается, что такое аниме, а также конкретного списка названий, которые, на наш взгляд, не столько стоит смотреть (этот список был бы слишком длинным), сколько тех, которые должны понравиться. вам желающим начать свое приключение с японской анимацией.

Разнообразный мир аниме.
Революционер Утэна ( Сёдзё Какумей Утэна )
Ничего нового под солнцем

Интересно, что слово «аниме» (アニメ) используется японцами для описания всех анимационных продуктов культуры, и само по себе оно также является заимствованием — это сокращение от японского «アニメーション» [animeeshion], созданный в соответствии с логикой лингвистического прагматизма с целью упрощения и чисто японской манеры создавать аббревиатуры и контаминации из слишком длинных слов. Однако когда кто-то на Западе говорит или пишет об «аниме», они обычно имеют в виду японскую анимацию со всем ее набором форм, жанров и их новейших трансмедийных воплощений. Этот термин также связан с его специфическим внешним видом или присутствующими в нем символами, а также стандартизированным форматом или самой техникой производства и сборки. Другими словами, перефразируя известную энциклопедическую статью Бенедикта Хмеловского, «аниме, как оно есть, может увидеть каждый». Многие, наверное, убеждены, что смогут с большой долей вероятности указать, какой фильм или сериал снят за пределами Европы или США. Вот почему, помимо всего прочего, с такой последовательностью используется отдельный термин по отношению к японским произведениям, вместо того, чтобы классифицировать их так же, как и другие культурные тексты этого типа. Конечно, аниме получает несколько баллов к показателю уникальности, как и люди, которые его смотрят — ведь всем нравится время от времени чувствовать себя особенным и нонконформистом, верно? с такой последовательностью в отношении японских произведений используется отдельный термин вместо того, чтобы классифицировать их так же, как и другие культурные тексты этого типа. Конечно, аниме получает несколько баллов к показателю уникальности, как и люди, которые его смотрят — ведь всем нравится время от времени чувствовать себя особенным и нонконформистом, верно? с такой последовательностью в отношении японских произведений используется отдельный термин вместо того, чтобы классифицировать их так же, как и другие культурные тексты этого типа. Конечно, аниме получает несколько баллов к показателю уникальности, как и люди, которые его смотрят — ведь всем нравится время от времени чувствовать себя особенным и нонконформистом, верно?

Три слова об истории (ладно, больше трех)

Японцы начали экспериментировать с анимацией в первом десятилетии 20 века, в основном используя технику покадровой анимации. Мы мало что знаем об этих началах, в основном из-за того, что большинство работ на заре истории аниме были утеряны или безвозвратно утеряны. Время от времени мы слышим информацию о том, что одна из самых ранних постановок была найдена, например, в 2005 году, когда один из исследователей нашел Кацудо сасин ( Moving Picture), скорее всего первая японская анимация. Мы не знаем, кто его автор и когда именно он был создан (Clements & McCarthy, 2006), предполагается, что он был завершен в последнее десятилетие периода Мэйдзи (1968–1912). В 1917 году Сейтаро Китаяма, Дзюнничи Коуичи и Отэн Симокава, которых сейчас считают отцами современного аниме, начали работать над анимацией. Последний также создал первый пятиминутный кинематографический аниме-фильм Imokawa Mukuzo genkanban no maki ( The Doorman of Imokawa Mukuzo).), о котором мы можем только сегодня прочитать на сайте мангу https://remanga.org и надеяться, что однажды мы его найдем. Кроме того, перед Второй мировой войной западная анимация, в том числе созданная Диснеем, также проникла в Японию (именно Микки Маусу приписывают начало тенденции «больших глаз» в манге и аниме). Они были настоящим испытанием для отечественных аниматоров — продажа по более низким ценам (они уже заработали, поэтому дистрибьюторы могли позволить себе такой шаг) заставляла работать по более низким ценам, желавших выжить в этом медленно процветающем бизнесе. Из-за высокой стоимости техника целлулоидной анимации использовалась неохотно, из-за чего японские постановки казались получателям менее привлекательными, чем, например, их американские конкуренты. Изменение в используемых материалах было внесено, как это ни парадоксально, националистическая политика правительства, видевшего в мультипликации удобный воспитательный и пропагандистский инструмент и, выражаясь просторечием, «вливали деньги». Что в сочетании с коммерческими фильмами позволило создателям использовать и более дорогие материалы. Благодаря этому в 1933 году Кензо Масаоки создал саундтрек.Chikara onna no yo no naka ( «В мире власти и женщин »), а год спустя на экраны кинотеатров вышел фильм, также снятый им и сделанный исключительно с помощью целлулоидной анимации, «Чагама ондо » ( «Танец Чагам» ). Довольно важным контекстом в плане анимации 1930-х годов является и то, что детям советовали не смотреть подобные постановки в этот период, если они не были рекомендованы Министерством образования, т.е. не использовались для науки. Таким образом, развлекательные проекты кинотеатра неохотно покупались и, следовательно, не приносили прибыли.

Во время войны большинство фильмов было подчинено националистическим целям (хотя, по правде говоря, этот процесс начался уже в 1930-е годы), что регулировалось Законом 1939 года. В первую очередь он предписывал продвигать документальные и образовательные продукты, а также отходить от развлекательного контента. Обширное финансирование также привело к слиянию ранее небольших, разрозненных студий и расширению киностудий, в том числе Shochiku, которая теперь считается одной из четырех крупнейших продюсерских компаний Японии. Они финансировали белого льва Кимбу ( Jungle Taitei , фильм 1997 года) или киноадаптации Card Captor Sakura , xxxHoLiC и Tsubasa -RESERVoir CHRONICLE-от CLAMP, не говоря уже о Fullmetal Alchemist: The Conqueror of Shamballa , Koe no katachi или Noragami .

Одна из самых узнаваемых аниме-компаний, Toei Animation, была основана после войны — в 1948 году как Nihon Dōga Eiga, ее нынешнее название существует с 1956 года, и с этого года некоторые также датируют студию (например, Davis & Camp, 2007). Десять лет спустя именно они выпустили первый цветной анимационный фильм « Хакуджаден » ( «Сказка о Белой Змее» ). Одним из наиболее важных принципов, которые были воплощены в развитии японского аниме, принятого Toei, было продвижение индивидуальных талантов и идей. Именно в этой компании расправил крылья Исао Такахата, впоследствии соучредитель и создатель студии Ghibli. Его фильм Taiy no ōji Horusu no daibōken (Великие приключения солнечного принца Гора) с 1968 года должен был положить начало новому этапу в развитии этого вида искусства, описанному как поворот к авторской и художественной анимации, представленной, в частности, Хаяо Миядзаки и Мамору Осии. Еще одним важным элементом, представленным Toei, была разработка новой экономичной техники анимации. А именно: детально и дотошно воспроизводились только самые важные для кадра элементы, не тратя много времени на остальные, что выливалось в менее точную анимацию (и меньшие затраты). Благодаря акцентированию внимания зрителя на более важных элементах сюжета подобная процедура нисколько не умаляла восприятия фильма. В 1980-х годах Toei довольно часто получала заказы от иностранных компаний, в том числе от Hanna Barbera и Marvel Productions.

В 1961 году контракт Тоэя с Осаму Тэдзукой истекает, и будущий бог манги сам основывает собственную студию, которая вскоре произведет революцию в телевизионной анимации — Mushi Productions. Такие постановки, как Astro Boy , Kimba the white lion или Ribbon no kishi станут хитами.. Особенно первое название получило широкий отклик у других создателей, сформировав подход к аниме и рассказываемым в них историям на долгие годы, прежде всего в контексте сюжета. В последующие годы для развития аниме-рынка наступили более жирные и скудные моменты — конкуренция с телестудиями вынудила Toei реорганизовать компанию (уволить сотрудников) в 1970-х, а Mushi Productions обанкротилась и исчезла на четыре года. Не имея работы, аниматоры стали открывать собственные студии, творить и экспериментировать, они сняли культовый для японцев Ashita no Joe ( «Завтрашний Джо» ) в 1970 году, а в 1971 году появился первый — но тогда не очень хорошо принятый — сезон Люпена III. . В свою очередь, в 1974 г. было принятоArupusu no sōjo Haiji ( Хайди из Альп ) Исао Такахаты, продажа которого телевизионным станциям оказалась крайне сложной из-за его невообразимого характера, а с другой стороны — эта анимация завоевала международную аудиторию.

В свою очередь, в 1980-е годы произошел настоящий бум аниме, начавшийся с киноверсий не столь популярных сериалов, таких как «Космический корабль Ямато» (1974) и… « Мобильный скафандр Гандам » (1979), что, в свою очередь, привело к появлению фан-культура — отаку. В дополнение ко многим космическим операм, созданным в этот период, также появилась   «Навсикая из долины ветров» (1984) , что дало Миядзаки и Такахате основу для создания собственной анимационной студии, известной сегодня как, конечно же, Studio Ghibli, первый фильм которой — Лапута — Небесный замок (1986) считается самым амбициозным проектом Миядзаки. Жемчуг дракона также успешен(1986–1989), аниме, которое в будущем повлияет на производство боевых искусств. В девяностых рынок аниме всколыхнул Хидэаки Анно и его Шин сейки Евангелион ( Neon Genesis Evangelion ), повлиявший не только на создание персонажей или повествование, но и… на цензуру анимационных телеанимаций. В этот период девочки -волшебницы были сформированы благодаря успеху манги Наоко Такеучи и ее сериальной адаптации Bishōjo Senshi Sailor Moon .

В начале 21 века стали пользоваться успехом и экспериментальные постановки, ориентированные на взрослых зрителей, такие как Serial Experiments Lain , Texhnolyze или Ergo Proxy , также выпущенные в России . Не говоря уже об экранизациях лайт-новелл , отпечатке лингвистически простых романов, таких как Fate/Stay Night (2006), Higurashi no naku koro ni (2006) или ef: A Tale of Memories (2007). И многое, многое другое.

Разные возрастные группы получателей

Сьюзан Напье в своей вдохновляющей книге « От Акиры до принцессы Мононоке» (2001) рассказывает анекдот, описанный японским критиком Тошией Уэно, посетившим Сараево, подвергшийся бомбардировке в 1993 году. Прогуливаясь по улицам разрушенного города, он наткнулся на удивительную фреску, состоящую из трех картин. На первом изображен Мао Цзэдун с ушами Микки Мауса, лозунг в поддержку Сапатистской армии национального освобождения и, наконец, — кадр из Акиры Кацухиро Отомо (1988), в котором Канеда объявляет, что «вот оно и началось». Запутанность японского анимационного фильма в контексте европейского вооруженного конфликта, как бы ни был уместен комментарий, вызывает удивление. Ибо следует спросить, почему Акирастал символом политического сопротивления? Стоит также помнить, что этот фильм дебютировал на европейских рынках всего тремя годами ранее, когда анимация еще рассматривалась либо как детская постановка, либо как высокохудожественный проект, не говоря уже о маргинальном внимании к работам с другой стороны света. мир, который в равной степени ассоциируется с детскими сказками (Napier, 2001). Как форма политического комментария, связанного с одним из самых жестоких вооруженных конфликтов после Второй мировой войны, он определенно выглядел (и, возможно, все еще кажется) чем-то не только удивительным, но и невероятным.

Разнообразный мир аниме.
Акира

Проблема в том, что аниме — это не только постановки, ориентированные на самых маленьких зрителей, милые, простые истории, нарисованные на целлулоиде или на компьютере. Акирапрекрасный и, пожалуй, самый узнаваемый тому пример – эта антиутопия о разоренном ядерной войной Токио не годится для показа самым маленьким не только из-за сюжета, но и из-за стиля, сцен погонь, драки и выродившееся общество не оставляют большого воображения. Это также первый аниме-фильм, который привлек такое внимание западной аудитории и ученых к японской анимации в целом и анимации для взрослых в частности (Davis & Camp, 2007). Аниме, снятое и написанное Отомо, сегодня называют классикой, культовым фильмом и даже произведением анимационного искусства. Впрочем, это был не первый серьезный анимационный фильм ( см.отвращение к развлекательному содержанию накануне и во время войны), ни в последнюю очередь. В нашем завтрашнем списке вы также найдете более серьезные тайтлы, такие как Shingeki no kyojin , известную в Россиие (манга, по которой было снято аниме на сайте, называется Attack of the Titans ), и стоит добавить, например, Занкё без ужаса . Перечислить все анимации, предназначенные для взрослых зрителей, наверное, невозможно. Мало того, пример Акиры показывает еще одну важную проблему – хотя эти постановки создаются на рынке популярной культуры, они могут в конечном счете восприниматься как произведения искусства или важные анализы современности. Так, например, пишут о Призраке в доспехах.Мамору Оши (1995).

Разнообразный мир аниме.
Призрак в доспехах

В этом и заключается суть аниме-«феномена» — это постановки, подготовленные для каждой возрастной группы, во всех мыслимых (и немыслимых) жанрах, с персонажами и событиями, о которых мы много раз даже не мечтали. Ведь есть же сериал про антропоморфизированные знаменитые мечи, по мотивам серии игр, Tōken Ranbu , или рок-группы конца периода Эдо (1603–1868) — Bakumatsu Rock (Самурай Джем —Bakumatsu Rock-) , потому что… почему бы и нет? Мы найдем аниме для самых маленьких, например Chii Sweet Home (но остерегайтесь этой новой техники 3D-анимации), романтическую комедию Kaichō wa Maid-sama! , более серьезная история любви, такая как « Корзинка с фруктами».или истории о супергероях, созданные специально для девочек-подростков — Bishōjo Senshi Sailor Moon. Менять можно было бесконечно. Также стоит помнить, что постановки, ориентированные на более молодую аудиторию, – это не обязательно милые, простые истории, достаточно посмотреть в этом вопросе фильмы студии Ghibli. И если они вам интересны, то на нашем рынке появилась симпатичная антология текстов с анализом их отдельных произведений (Zaremba-Penk, J., & Lisiecki, M., 2012).

Это не похоже на то, что он растет

Если мы посмотрим на аниме с этой страницы, легко увидеть, что с небольшой доброжелательностью и большим терпением, чтобы проложить себе путь через действительно богатое предложение, мы найдем что-то для всех. Завтра на нашем сайте появится список выбранных нами тайтлов, с которых, по нашему мнению, вы сможете начать свое приключение с анимацией родом из Японии. Конечно, если вы уже старички, то все равно можете найти что-то для себя. Как всегда, мы также рекомендуем вам поделиться своими любимыми играми!